-
Опубликовано: 22 Июль 2014
Уполномоченный по правам ребенка очень любит общаться с детьми не только потому, что относится к детям с любовью и уважением, но для того чтобы сверить свое видение положения детей с мнением маленьких граждан.
Я ежедневно убеждаюсь в том, что дети имеют свой взгляд на «взрослые» вопросы. Искренность и открытость общения, отсутствие привычки уклоняться от прямых ответов и лукавить придают особую ценность детским высказываниям. За каждым из них омбудсмен может усмотреть как поле своей деятельности, так и оценку ситуации. Например, однажды я прочитала такую фразу мальчика о своем занятии творчеством: «С пяти лет занимаюсь народными танцами, лет с восьми начало нравиться…» Получается, что ребенка не спрашивали, получает ли он удовольствие от таких занятий, и три года мальчик под давлением родителей посещал ненавистный кружок. Я тоже мама, и вспомнила свой давний разговор с сыном на такую же тему.
Возвращаясь из дома детского творчества, где народными танцами занимался мой ребенок, сын сказал: «Мама, я ненавижу танцы!» Больше в этот кружок он не пошел, да и все мои попытки записать ребенка в другую танцевальную студию разбились о его нежелание заниматься. И вот, возвращаясь к фразе чужого мальчика о том, что спустя три года занятий он стал получать от них удовольствие, я сама задаю себе вопрос: правильно ли поступила с собственным ребенком, может, надо было настоять и продолжить занятия, может, и мой сын со временем нашел бы в таком творчестве себя? Правы ли родители, выбирая за детей? Отчасти - да!
Считаю, что родители должны создать возможность для осознанного выбора ребенком своего пути. Однако необходимо умение объяснить, что успехи приходят только через преодоление трудностей, сопряженных с усталостью, нагрузками, монотонными, а иногда, и скучными тренировками. И главное, отмечая каждое достижение: верно исполненный элемент или выступление на сцене, необходимо подчеркивать, что труд ребенка был не напрасным, его успехи радуют и родителей, и окружающих, и самого себя.