Поиск по сайту

1. Право ребенка на жизнь и охрану здоровья.


Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 01.06.2011 № 79 "Об утверждении СанПиН 2.3.2.2871-11 "Изменения № 24 к СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2011 № 21407.
Уточнены допустимые уровни содержания антибиотиков в пищевых продуктах для питания:
1) детей раннего возраста (в числе продуктов: адаптированные молочные смеси; каши сухие молочные, требующие варки; консервы из мяса; мясо-растительные консервы; рыбо-растительные консервы);
2) дошкольников и школьников (в числе продуктов: консервы мясные; полуфабрикаты из рыбы и нерыбных объектов промысла; кулинарные изделия из рыбы и нерыбных объектов промысла; молоко, сливки, кисломолочные продукты, в т.ч. йогурты, напитки на молочной основе; сыры;
3) Специализированные продукты для лечебного питания детей, в том числе недоношенных;
4) беременных и кормящих женщин;
Уточнены допустимые уровни содержания антибиотиков в основных сырье и компонентах, используемых при изготовлении продуктов детского питания (в числе продуктов: мясо и субпродукты убойных животных; мясо птицы; рыба; масло коровье высший сорт, жир птичий топленый).
Данные правила и нормативы устанавливают гигиенические нормативы безопасности и пищевой ценности для человека пищевых продуктов, а также требования по соблюдению указанных нормативов при изготовлении, ввозе и обороте пищевых продуктов.

<Письмо> Роспотребнадзора от 15.06.2011 № 01/7310-1-32 "О требованиях к организации питания детей в летних оздоровительных учреждениях"
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых отравлений среди детей и подростков в оздоровительных учреждениях в данном документе опубликован список продуктов, которые не должны использоваться в питании детей в летних оздоровительных учреждениях.
В этот перечень вошли такие продукты, как:
- остатки пищи от предыдущего приема, а также пища, приготовленная накануне;
- рыба без термической обработки (строганина, вобла и др.)
- прокисшее молоко "самоквас";
- напитки, морсы и пр. собственного приготовления, квас;
- изделия из мясной обрези, отходы колбасных цехов, свиные баки, диафрагмы, кровь, мозги, рулеты из мякоти голов;
- консервированные продукты домашнего приготовления;
- консервированные продукты в томатном соусе;
- порошки неизвестного состава в качестве разрыхлителей теста;
- сухие концентраты для приготовления гарниров и др.
В питание детей не должны включаться: острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, натуральный кофе, соки и напитки в виде сухих концентратов, майонез.
Кроме того, из рациона детей должны быть временно исключены холодные закуски, блюда и продукты, не подвергавшиеся термической обработке, как потенциальный фактор передачи инфекции.

Федеральный закон от 11.07.2011 № 202-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе"
Установлены новые требования к рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (новая часть 12 статьи 24 Закона).
Такая реклама должна сопровождаться предупреждением о возможности бесплодия и иных вредных последствий для здоровья женщины в результате искусственного прерывания беременности. Такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности не должна содержать утверждение о безопасности таких медицинских услуг.

Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 642 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"
Общий объем финансирования ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" снижен с 54276,9 млн. рублей до 47755,51 млн. рублей
Кроме того, в Программе уточнены:
мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах;
мероприятия, направленные на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП.

Постановление Правительства РФ от 12.08.2011 № 660 "О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф"
К задачам Всероссийской службы медицины катастроф отнесено осуществление экстренной и консультативной медицинской помощи пострадавшим (больным) и медицинской эвакуации
В соответствии с изменениями, внесенными в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996 N 195, Всероссийская служба медицины катастроф функционально объединяет:
службу медицины катастроф Минздравсоцразвития РФ;
службу медицины катастроф Минобороны РФ;
силы и средства МЧС РФ, МВД РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, РАМН, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, ОАО "Российские железные дороги" и других организаций, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Служба в целях выполнения возложенных на нее задач осуществляет свою деятельность на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы Службы функционируют в режиме повседневной деятельности. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повышенной готовности – при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководителем Службы является Министр здравоохранения и социального развития РФ.


 

2. Права ребенка в сфере семейного воспитания.


Федеральный закон от 04.05.2011 № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Законом внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на урегулирование вопросов предварительного, до вступления в законную силу судебного решения, определения места жительства ребенка и (или) порядка осуществления родительских прав на период при раздельном проживании родителей и при отсутствии соглашения между ними по требованию родителей (одного из них).
В этих целях ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации дополнена положением, в соответствии с которым в указанных случаях в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суду предоставлено право определить место жительства ребенка на период до вступления в законную силу судебного решения по этому вопросу. Законом установлено требование обязательного участия органа опеки и попечительства при принятии такого решения, а также учета судом мнения ребенка и иных обстоятельств, указанных в законе (привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития).
По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суду также предоставлено право с обязательным участием органа опеки и попечительства определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения (ст. 66 Семейного кодекса РФ).
Соответствующими положениями дополнен также и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 152, часть 6.1.), согласно которым по указанным вопросам судом при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей выносится определение.
При наличии обстоятельств, свидетельствующих, что изменение фактического места жительства детей на период до вступления в законную силу соответствующего судебного решения противоречит интересам детей, суд на указанный период определяет местом жительства детей фактическое место их жительства.
В соответствии с указанными изменениями в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях вводится ответственность за нарушение родителями (законными представителями) прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками в период судебного разбирательства, а также за сокрытие места нахождения детей помимо их воли, неисполнение судебного решения об определении места жительства детей, либо неисполнение судебного решения о порядке осуществления родительских прав. За такие правонарушения предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тысяч рублей, а за повторное их совершение - от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест до 5 суток.

3. Право ребенка на образование.


Приказ Минобрнауки РФ от 17.03.2011 № 1370 "О внесении изменения в Порядок проведения единого государственного экзамена, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 57" Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.04.2011 № 20548.
Порядок проведения единого государственного экзамена дополнен положением, в соответствии с которым изменение указанных в заявлении заинтересованных лиц экзаменов по общеобразовательным предметам возможно только при наличии у участника ЕГЭ уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).
В этом случае участник ЕГЭ не позднее, чем за месяц до начала экзаменов, подает в государственную экзаменационную комиссию субъекта Российской Федерации (федеральную экзаменационную комиссию) заявление с указанием перечня общеобразовательных предметов, по которым планируют сдавать ЕГЭ в текущем году.

Федеральный закон от 03.06.2011 № 121-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
Согласно внесенным в закон изменениям граждане, освоившие образовательные программы среднего (полного) общего образования на родном языке, получили право пройти итоговую аттестацию по родному языку и родной литературе не в форме ЕГЭ.
Полномочиями по определению формы и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации по родному языку и родной литературе законом наделены региональные органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования.
Предусмотрено также участие региональных органов государственной власти в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов России и в формировании федеральных перечней учебников, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, в части включения в них учебников по родному языку и родной литературе.

Федеральный закон от 17.06.2011 № 145-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
Законом закреплены правовой статус и основы функционирования детских школ искусств. Статья 26 Закона Российской Федерации «Об образовании» дополнена пунктом 1.1, устанавливающим, что дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем детском возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области искусств.
Освоение указанных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся, формы и порядок проведения которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств, выдается заверенное печатью соответствующего образовательного учреждения свидетельство об освоении этих программ по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

Федеральный закон от 27.06.2011 № 160-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"
Согласно дополнениям, внесенным в Закон РФ "Об образовании", вводятся особого вида интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования для творчески одаренных детей, что позволит им наряду с обязательным общим образованием получить среднее профессиональное образование в области искусства. Подготовка таких специалистов будет начинаться на базе начального общего образования.
С этой целью предусматривается проведение отбора детей, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусства и физическими качествами, необходимыми для освоения соответствующих образовательных программ. Порядок проведения конкурса будет устанавливаться Министерством культуры РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ.
Одновременно установлено, что в случае исключения из такой школы учебное заведение обязано обеспечить перевод ученика в другое образовательное учреждение. Это позволит реализовать право такого ребенка на образование.


4. Жилищные права ребенка.


Федеральный закон от 14.06.2011 № 138-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и Земельный кодекс Российской Федерации"
Гражданам, имеющим троих и более детей, предоставлено право бесплатного приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 28 Земельного кодекса РФ). Участки могут приобретаться, в том числе, для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов. В соответствии с внесенными изменениями, основания и порядок приобретения таких участков, а также их предельные размеры (ст. 33 Земельного кодекса РФ) устанавливаются законами субъекта РФ.
Законом также уточнен порядок кадастрового учета некоторых видов земельных участков.

Постановление Правительства РФ от 14.06.2011 № 465 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г."
За I квартал 2011 года величина прожиточного минимума в целом по России установлена: на душу населения - 6473 рубля, для трудоспособного населения - 6986 рублей, для детей - 6265 рублей
В IV квартале 2010 года она составляла на душу населения - 5902 рублей, для трудоспособного населения - 6367 рублей, для детей - 5709 рублей. Таким образом, по сравнению с предыдущим кварталом величина прожиточного минимума для детей увеличена на 556 рублей.
Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также расходов по обязательным платежам и сборам.

<Письмо> Минэкономразвития РФ от 28.06.2011 № Д23-2738 "О рассмотрении обращения"
Согласно отраженной в Письме утверждению Минэкономразвития РФ, на заключение договора купли-продажи жилого помещения, приобретаемого с использованием средств материнского (семейного) капитала, согласия органа опеки и попечительства не требуется
Минэкономразвития РФ обозначает свою позицию по следующим вопросам:
о возможности осуществления государственной регистрации договора купли-продажи жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала (МСК), заключаемого несовершеннолетним (не достигшим 14 лет) с близкими родственниками;
о необходимости получения согласия органа опеки и попечительства на заключение договора купли-продажи жилого помещения, приобретаемого с использованием средств МСК;
об определении долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение, приобретаемое с использованием средств МСК.
В частности, по последнему вопросу отмечается, что размер доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, приобретаемое с использованием средств МСК, в том числе доли несовершеннолетних детей, должен определяться на основании письменного соглашения всех дееспособных членов семьи.
Кроме того, в связи с тем, что при появлении нового совместно проживающего члена семьи (например, при рождении ребенка) он также будет иметь право на долю в таком жилом помещении, в указанном соглашении об определении долей должно быть предусмотрено положение о возможности уменьшения (перераспределения) долей участников общей долевой собственности.

5. Право ребенка на отдых и оздоровление.

Приказ Министра обороны РФ от 23.03.2011 № 355 "О выплате военнослужащим и отдельным категориям лиц, уволенным с военной службы, денежных средств для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей в 2011 году в Вооруженных Силах Российской Федерации" Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2011 № 21178.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей" Приказом предусмотрена выплата в 2011 году денежных средств для оплаты стоимости путевок детей отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, офицеров, прапорщиков и мичманов, указанных в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Их детям в возрасте от шести лет шести месяцев (либо не достигших указанного возраста, но зачисленных в общеобразовательные учреждения для обучения по образовательным программам начального общего образования) до 15 лет включительно должны быть оплачены путевки в организации отдыха и оздоровления детей, открытые в установленном порядке на территории Российской Федерации. Размер такой оплаты на одного ребенка составляет 10 800 рублей.


6. Социальная помощь и социальная поддержка детей и семей с несовершеннолетними детьми

Письмо Минздравсоцразвития РФ от 22.03.2011 № 19-5/10/2-2767 "Взносы в ПФР предпринимателя во время отпуска по уходу за ребенком"
По мнению Минздравсоцразвития РФ, в период нахождения индивидуального предпринимателя в отпуске по уходу за ребенком страховые взносы в ПФР не уплачиваются
В письме данного ведомства, в частности, сообщается, что Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах..." не содержит норм о приостановлении обязанности плательщика страховых взносов на период нахождения индивидуального предпринимателя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
Вывод Минздравсоцразвития РФ о том, что в указанный период страховые взносы в ПФР не уплачиваются, основан на положениях Федеральных законов от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании..." и от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях...", а также позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 12.05.2005 N 182-О. Указано, в частности, что, несмотря на установление с 1 января 2010 года нового порядка уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, остались неизменными положения названных Законов, предусматривающих порядок зачета нестраховых периодов в страховой стаж и финансирование в связи с этим расходов ПФР за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Поэтому в период, когда предпринимательская деятельность не осуществляется в связи с нахождением индивидуального предпринимателя в отпуске по уходу за ребенком, страховые взносы в ПФР не уплачиваются.


Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 № 558 "Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть созданы благоприятные условия пребывания, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей
Установлены общие требования к наличию функциональных помещений в зданиях и сооружениях таких организаций, к обеспечению наличия развивающего, обучающего, игрового и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, мебели, технических и аудиовизуальных средств воспитания и обучения в соответствии с возрастом и особенностями развития детей, к организации питания детей, их отдыху и оздоровлению в каникулярный период, к профессиональной квалификации лиц, принимаемых на работу в такие организации, и пр.
Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.

Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 № 558 "Об утверждении требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Утверждены требования к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отвечающие требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства Российской Федерации.
На указанные организации возложены обязанности обеспечивать содержание, воспитание, образование детей, защиту их прав и законных интересов, создавать благоприятные условия пребывания, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей. Организация отвечает за наличие развивающего, обучающего, игрового и спортивного оборудования и инвентаря, издательской продукции, мебели, технических и аудиовизуальных средств воспитания и обучения в соответствии с возрастом и особенностями развития детей.
Установлены общие требования к наличию в зданиях и сооружениях таких организаций функциональных помещений (в том числе помещений общевоспитательного назначения, помещений, предназначенных для занятий спортом и проведения реабилитационных мероприятий); к организации питания детей, их отдыху и оздоровлению в каникулярный период и пр.
На период пребывания детей в организации обеспечиваются психологическое сопровождение воспитательной и образовательной деятельности; консультативная, реабилитационная и профилактическая работа с детьми; социальная адаптация детей, в том числе выпускников организации. Проводятся необходимые мероприятия, направленные на компенсацию и (или) коррекцию недостатков физического и (или) психического развития, а также отклонений в поведении детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
Документ содержит положение о взаимодействии указанных организаций в целях защиты прав и законных интересов детей с органами опеки и попечительства, органами, осуществляющими управление в сфере образования, органами управления здравоохранением, органами социальной защиты населения и иными государственными органами, организациями и службами.
Закреплено требование о том, что на работу в организацию принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную квалификацию, которая соответствует требованиям квалификационной характеристики по должности, с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 № 443н "О внесении изменения в Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 779н". Зарегистрирован в Минюсте РФ 04.07.2011 № 21264.
Приказом установлена обязанность территориального органа Пенсионного фонда РФ при приеме и рассмотрении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в обязательном порядке запрашивать сведения:
а) о лишении родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
б) о совершении в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
в) об отмене усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
г) об ограничении в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
д) об отобрании ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки
Получение такой информации влияет на право лица распоряжаться средствами материнского капитала.
В ранее действовавшей редакции Правил решение о запросе указанных сведений было оставлено на усмотрение территориального органа Пенсионного фонда РФ, указанные сведения признавались не обязательными, а дополнительными, и запрашивались им только «в случае необходимости».

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.06.2011 № 473н "О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1012н". Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.07.2011 № 21373.
Дополнен перечень копий документов, предоставляемых для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (в случае установления опеки (попечительства) или передачи ребенка в приемную семью), подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей.
В указанный перечень дополнительно включены:
копия решения суда об исключении сведений о родителе(лях) из актовой записи о рождении ребенка;
акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов;
свидетельство о рождении, в строках "мать" и "отец" которого стоят прочерки.
В соответствии с новыми пунктами 38.1. – 38.3. дополнены также Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью со всеми необходимыми документами.
Приказом определены правила исчисления даты обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью при пересылке заявления о назначении пособия по почте в случаях, когда к такому заявлению прилагаются и не прилагаются необходимые документы, а также порядок дачи органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия, письменного разъяснения, какие документы должны быть представлены дополнительно.

7. Право ребенка на досуг и культурную среду.

 

8. Право ребенка на информационную безопасность.


Федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (вступает в силу с 01.09.2012).
Федеральным законом в ряд федеральных законов вносятся изменения, необходимые для реализации положений Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ), устанавливающих условия и порядок оборота информационной продукции среди детей и возлагающих на юридических и физических лиц обязанности по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних.
Новый Федеральный закон создает отсутствовавшие до настоящего времени организационно-правовые и юридические механизмы защиты детей от информации, запрещенной для распространения среди детей (побуждающей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью; способной вызвать у них желание заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, другими антиобщественными действиями; побуждающей осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; отрицающей семейные ценности и формирующей неуважение к родителям или другим членам семьи; оправдывающей противоправное поведение; содержащей информацию порнографического характера или нецензурную брань), а также информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено (содержащей изображения или описания жестокости, физического и психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; вызывающей у детей страх, ужас или панику; представляемой в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной и др.).
Законом внесены изменений и дополнений в следующие Федеральные законы Российской Федерации:
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Предусмотренные в названном Закона нем обязанности органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от пропаганды порнографии (пункт первый статьи 14) дополнены указанием на принятие мер по защите ребенка от распространения любой иной информации порнографического характера. Тем самым указанные положения Закона приведены в соответствие с запретом, установленным статьей 242 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Предусмотрено также, что в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом № 436-ФЗ устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (пункт второй статьи 14).
Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации".
Согласно новому Закону распространение продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением требований, установленных Федеральным законом № 436-ФЗ, может быть прекращено судом на основании заявления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. В целях обеспечения указанного иска распространение указанной продукции может быть приостановлено судом.
Установлено, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом №436-ФЗ, каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия радио-, теле-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения.
Федеральный закон "О рекламе".
Перечень общих требований к рекламе (статья 5) дополнен положениями о недопустимости: включения в содержание рекламы информации порнографического характера; размещения рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона № 436-ФЗ, без указания категории данной информационной продукции; распространения рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с указанным Федеральным законом, в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.
Запрещено также размещение рекламы в учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Ранее подобный запрет распространялся только на размещение рекламы в школьных дневниках, школьных тетрадях, а также учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования,
В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта введен запрет на показ в рекламе несовершеннолетних в ситуациях, побуждающих к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью (статья 6).
Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Обеспечение информационной безопасности детей включено в сферу государственного регулирования в сфере применения информационных технологий
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Установлена административная ответственность за невыполнение требований законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния; неприменение операторами связи, оказывающими телематические услуги связи в пунктах коллективного доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет"), технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию; размещение в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет"), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (статья 6.17).
Введена также административная ответственность за нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции средства массовой информации, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (статья 13.21).

9. Трудовые права несовершеннолетних.


Федеральный закон от 11.07.2011 № 205-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
В Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" внесено изменение, дополняющее перечень групп населения, наделенных правом в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Теперь такое право предоставлено безработным гражданам, воспитывающим детей-инвалидов.
Внесение поправок обосновано тем, что основным фактором, сдерживающим возможность граждан, воспитывающих детей-инвалидов, совмещать работу и воспитание ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе, является несоответствие их уровня профессиональной подготовки структуре рабочих мест.


10. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


Федеральный закон от 21.07.2011 № 253-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции"
За розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, совершенную неоднократно, введена уголовная ответственность
В Уголовный кодекс РФ включена новая статья 151.1 "Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции", в которой за совершение данного деяния предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей, исправительных работ на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.
В примечании к данной статье под розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа лицом, которое ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 180 дней.
Административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, установлена в виде штрафа, налагаемого: на граждан в размере от 3000 до 5000 рублей; на должностных лиц - от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 80000 до 100000 рублей.
Административные дела по данным правонарушениям будут рассматриваться: органами внутренних дел (полицией); органами, осуществляющими государственный контроль за оборотом алкогольной продукции; органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей; судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

11. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

• безнадзорные или беспризорные дети;
• дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

Приказ Минобрнауки РФ от 23.05.2011 № 1681 "Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах". Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.07.2011 № 21495.
Минобрнауки РФ разработал примерную программу подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять в семью детей на воспитание. Программа представляет собой учебно-тематический план с определением количества часов на освоение конкретных тем и определением формы контроля за освоением программы.
В процессе подготовки кандидаты в приемные родители получают необходимые юридические, психологические и иные знания и навыки, в том числе, касающиеся особенностей развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, вопросов адаптации и воспитания ребенка в приемной семье.
Итоговая аттестация кандидатов в приемные родители проводится в форме собеседования и завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки

• дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети – инвалиды;
• дети, проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
• дети, употребляющие наркотические средства, психотропные или иные одурманивающие вещества без назначения врача;
• дети, пострадавшие от преступлений;

Федеральный закон от 03.06.2011 № 119-ФЗ "О внесении изменений в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Уголовные дела о преступлениях сексуального характера в отношении несовершеннолетних переданы от следователей органов внутренних дел в подследственность Следственного комитета РФ
Речь идет о преступлениях, предусмотренных статьями 134 Уголовного кодекса РФ "Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста" и 135 УК РФ "Развратные действия".
Таким образом, согласно принятому Закону все преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности несовершеннолетних и малолетних лиц теперь относятся к подследственности Следственного комитета РФ.
Названные положения УК РФ в редакции принятого Закона применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после дня вступления его в силу.
По уголовным делам, находящимся в производстве органа предварительного следствия на день вступления в силу Закона, производство предварительного расследования оканчивается тем органом предварительного следствия, в производстве которого они находились до дня вступления в силу Закона.
• несовершеннолетние, совершившие преступления;
• несовершеннолетние, совершившие иные правонарушения;
• иные дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в помощи и защите.

12. Система охраны и защиты прав ребенка.


Федеральный закон от 25.07.2011 № 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"

Уточнены основные принципы и условия обработки персональных данных.
Изменения касаются, в частности, обязанностей оператора при обработке персональных данных, трансграничной передачи персональных данных, права субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным и др.
Установлено, что нормативные правовые акты по отдельным вопросам обработки персональных данных могут принимать не только государственные органы, но и органы местного самоуправления, а также Центральный банк РФ.
Уточнены обязанности оператора при сборе персональных данных, а также при обращении к нему субъекта персональных данных. Также установлены обязанности оператора по уточнению, блокированию и уничтожению таких данных, а также по устранению нарушений законодательства, допущенных при их обработке.
Закон дополнен положениями о мерах по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, а также мерах по обеспечению выполнения оператором обязанностей, предусмотренных Законом.


Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании"
Признал утратившим силу норму Федерального закона от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", предусматривавшую обязательную сертификацию или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях (пункт 4 статьи 4).



Федеральный закон от 11.07.2011 N 200-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Законом внесены изменения в Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", приводящие терминологию указанного закона в соответствие с терминологией законодательства Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации.
Устанавливается, в частности, что государственный банк данных о детях формируется как «государственные» информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.




"Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ)" ("Российская газета", № 151, 14.07.2011).
Президентом РФ утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан
Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
Государственная политика осуществляется по следующим основным направлениям:
правовое просвещение и правовое информирование граждан;
развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области прав;
преобразования в сфере культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;
совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;
совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
Основами предусмотрены, в частности, следующие меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического образования и подготовки юридических кадров
1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;
2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;
3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей;
4) распространение программ дополнительного правового образования для взрослых;
5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета "Право", а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования;
6) совершенствование уровня подготовки профессиональных кадров юридического профиля для замещения ими соответствующих должностей;
7) формирование прогноза потребностей экономики на федеральном и региональном уровне в специалистах с высшим юридическим образованием, включая разработку перечня направлений (специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической деятельности юриста;
8) распространение положительного опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной юридической помощи населению.
В числе предусмотренных Основами мерами государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности наиболее существенными для воспитания молодого поколения является распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в сети Интернет информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий.

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ

Основными задачами Уполномоченного являются:

  • содействие обеспечению основных гарантий осуществления и государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка;
  • правовое просвещение граждан в сфере реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка.

 

КОНТАКТЫ

Уполномоченного при Губернаторе
Курганской области по правам ребенка

Почтовый адрес: 640000, Курганская область, г. Курган, ул Гоголя, 56
Прием ведется по адресу: г. Курган, ул. Советская, 75 каб. 2

Телефон : 8-3522-41 32 64

 

Статистика посещений

Количество просмотров материалов
2741823

Кто на сайте

Сейчас 239 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте