-
Опубликовано: 05 Июнь 2015
Детские страхи – это не только боязнь темноты, которая зачастую проходит с возрастом, не только опасения потеряться в большом городе, на вокзале, в магазине и пр., - это комплекс тревог, который сформирован под воздействием различных факторов: непринятия в семье или детском коллективе, неумения справляться с ситуацией неуспеха, агрессивной окружающей средой и на улице, и в образовательной организации, и в семье.
Страхи подростков стали темой анкетирования школьников, которое проведено в феврале – марте 2015 года по инициативе уполномоченного при Губернаторе Курганской области по правам ребенка (далее - уполномоченный). Анкета разработана при участии детского общественного совета при уполномоченном и включает вопросы относительно опасений самих школьников, их представлениях о том чего боятся родители, а также способов борьбы со своими страхами.
Предложенные 5 вопросов формировались с учетом анонимности анкетирования, ответы не предполагают рейтинговости, дети выбирали в разных случаях один или несколько вариантов.
Отобраны для обработки 1896 анкет обучающихся с 8 по 11 класс Альменевского, Варгашинского, Звериноголовского, Катайского, Кетовского, Лебяжьевского, Сафакулевского, Шатровского районов и города Шадринска.
Муниципальные районы | Общее количество | Мальчиков | девочек | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
г. Шадринск | 432 | 177 | 255 | 126 | 124 | 105 | 77 |
Альменевский | 177 | 89 | 88 | 59 | 64 | 34 | 20 |
Варгашинский | 172 | 85 | 86 | 48 | 48 | 38 | 38 |
Звериноголовский | 87 | 36 | 51 | 23 | 39 | 13 | 12 |
Катайский | 192 | 96 | 96 | 68 | 79 | 25 | 20 |
Кетовский | 120 | 52 | 68 | 30 | 30 | 30 | 30 |
Лебяжьевский | 176 | 76 | 100 | 44 | 44 | 44 | 44 |
Сафакульевский | 240 | 118 | 122 | 83 | 88 | 26 | 43 |
Шатровский | 300 | 128 | 172 | 100 | 100 | 50 | 50 |
Всего | 1896 | 857 | 1039 | 581 | 616 | 365 | 334 |
Общее настроение обучающихся 8-11 классов характеризуется положительным фоном. На вопрос о том, с каким настроением чаще всего находитесь в школе, более 80% детей ответили «отличное» и «хорошее». Однако, каждый пятый респондент ответил, что настроение в школе плохое или не очень хорошее, причины плохого или хорошего настроения мы не старались анализировать, но предполагаем, что они могут быть различными от недомогания, до ссоры с друзьями или плохих оценок.
Интересно, что оценивать свое настроение отрицательно склонны больше ученики 8-ых классов, т .е дети 14-15 лет, позднее мы остановимся на тех страхах, которые испытывают дети в этом возрасте, по нашей гипотезе настроение связано с опасениями.
Анкетирование проводилось в середине учебного года, когда дети накапливают усталость. Наименьшее количество «отрицательно» настроенных на посещение школы оказалось среди десятиклассников, что можно объяснить отсутствием итоговой аттестации по окончанию учебного года.
⦁ К вопросу «Как ты думаешь, чего могут опасаться твои одноклассники»? предложено 6 вариантов ответа, однако вариант «другое» (свободный ответ) детьми не был использован.
Рейтинг ответов по доли использованных во всех классах выглядит так:
1) «неудачно сдать экзамены»
2) «потерять родителей»
3) «связаться с плохой компанией»
4) «оказаться одному (никто не будет дружить)»
5) «встретиться с криминальной ситуацией»
6) «потерять себя (слиться с толпой)»
Подростковый возраст - это возраст определения дальнейшего образовательного маршрута. Большее количество респондентов испытывают страх перед экзаменами, причем он встречается в 2,5 раза чаще, чем страх потерять родителей. Минимальный страх потерять родителей у детей самого старшего возраста.
Если мы обсудим обоснованность этих двух страхов и последствий их воплощения для детей, понятно, что ситуация должна быть зеркальной, соответственно выращенный нами, взрослыми, страх перед экзаменами сегодня формирует основной фон тревожности, что противоречит приоритетам семейных ценностей и идет в разрез с нашими стараниями в формировании этих ценностей. Общими усилиями мы получили результат, при котором опасения недостижения личных результатов значительно превышает боязнь остаться без родителей, друзей, оказаться в конфликте с законом.
Боязнь потерять родителей в 8 и 10 классе выше. В невыпускных классах семейные ценности превалируют. Что еще раз подтверждает искусственное создание тревожной ситуации, на уровень ее мы можем и должны влиять. Сталкивалась с мнением педагогов о том, что страх потерять родителей - иллюзорный, в то время как экзамены – конкретное событие, которое произойдет в определенные сроки, и опасаться реальных вещей – нормально. Считаю, что количество обучающихся ежегодно не справляющихся с экзаменами не так велико, чтобы повергать наших детей в повальный страх перед отрицательным результатом. Уровень притязаний основной массы обучающихся также не предполагает наличия угрозы перемены жизненных приоритетов или целей, в случае набора баллов ниже желаемых, однако, у детей на протяжении нескольких лет сохраняется и даже увеличивается страх.
3.Подростковый возраст характеризуется как наиболее протестный, в последнее время в регионе периодически наблюдается рост подростковой преступности, в том числе выявляются случаи экстремизма, преступления связанные с оборотом наркотических веществ и посягательствами имущественного характера, остро стоит проблема преступлений, совершенных детьми и в отношении детей сексуального характера.
Наиболее подвержены страху «связаться с плохой компанией» или «столкнуться с криминальной ситуацией» восьмиклассники, они же боятся, что никто не будет дружить, страх одиночества на 3 месте, в то время как у старших школьников это опасение «спускается» на 4 место. Доля респондентов, опасающихся плохой компании и криминальной ситуации стабильна. Учитывая, что анкетирование охватывало только школьников, нельзя проецировать эти результаты на всех детей этой возрастной группы.
С целью более глубокого анализа анкетирование предлагаем повторить в более широкой детской среде, включая обучающихся системы профессионального образования.
⦁ Интересен анализ понимания детей о том, чего опасаются их родители:
Почти половина респондентов считают, что родители опасаются того, что ребенок окажется в плохой кампании, но из детей только каждый 7 боится сам оказаться в плохой компании.
Как ты считаешь, чего могут опасаться твои родители/одноклассники?
Субъект страха |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Все классы |
Родители: того что вы окажетесь в «плохой компании» |
290 |
321 |
149 |
159 |
919 |
Одноклассники: «связаться с плохой» компанией; |
92 |
79 |
38 |
44 |
253 |
Страх: Отсутствие интереса к себе со стороны противоположного пола
Субъект страха |
8 класс: 278м/303д |
9 класс 284/332 |
10 класс 140/223 |
11 класс 155/180 |
Все классы 857/1039 |
мальчики |
81 (29,14%) |
110 (38,73%) |
73(52,14%) |
65(41,94%) |
329(38,39%) |
девочки |
92 (30,36%) |
111 (33,43%) |
84(37,67%) |
77(42,78%) |
364 (35,03%) |
Более 11% детей опасаются принуждения к сексуальным отношениям, из них каждый четвертый – мальчик. 28% детей боятся, что над ними посмеются, огласки отношений больше боятся девочки. Мальчики не только не боятся огласки, они более склонны делиться своими опасениями с друзьями.
5. Мы спросили детей, как нужно бороться со страхами. Наименьшее число респондентов отметили, что готовы обратиться за помощью в преодолении страхов к учителю. Но учитывая, что основной страх связан с экзаменами, мы сделали заключение, что дети не склонны просить о помощи лиц, запугивающих школьников. Степень доверия к учителю в среде респондентов очень низка. Это еще один момент, на который нам необходимо обратить внимание в работе.
Как вы думаете, как нужно бороться со страхами?
Объект обращения |
8 класс 581 |
9 класс 616 |
10 класс 365 |
11 класс 334 |
Все классы 1896 |
Родители |
228 (39,24%) |
253(41,07%) |
151(41,37%) |
138(41,32%) |
770(40,61%) |
друзья |
191(32,87%) |
206(33,44%) |
118(32,33%) |
106(31,74%) |
621(32,75%) |
учитель |
31(5,34%) |
29(4,71%) |
6 (1,64%) |
21(6,29%) |
87(4,59%) |