Поиск по сайту

Детские страхи – это не только боязнь темноты, которая зачастую проходит с возрастом, не только опасения потеряться в большом городе, на вокзале, в магазине и пр., - это комплекс тревог, который сформирован под воздействием различных факторов: непринятия в семье или детском коллективе, неумения справляться с ситуацией неуспеха, агрессивной окружающей средой и на улице, и в образовательной организации, и в семье.

скачать графики


Страхи подростков стали темой анкетирования школьников, которое проведено в феврале – марте 2015 года по инициативе уполномоченного при Губернаторе Курганской области по правам ребенка (далее - уполномоченный). Анкета разработана при участии детского общественного совета при уполномоченном и включает вопросы относительно опасений самих школьников, их представлениях о том чего боятся родители, а также способов борьбы со своими страхами.

Предложенные 5 вопросов формировались с учетом анонимности анкетирования, ответы не предполагают рейтинговости, дети выбирали в разных случаях один или несколько вариантов.

Отобраны для обработки 1896 анкет обучающихся с 8 по 11 класс Альменевского, Варгашинского, Звериноголовского, Катайского, Кетовского, Лебяжьевского, Сафакулевского, Шатровского районов и города Шадринска.

 

 Муниципальные районы  Общее количество   Мальчиков  девочек  8 класс 9 класс   10 класс  11 класс
 г. Шадринск     432     177     255     126     124     105     77
 Альменевский     177     89      88      59        64      34    20
 Варгашинский     172     85      86      48      48      38      38
 Звериноголовский     87     36      51      23     39       13      12
 Катайский     192     96      96      68      79      25      20
 Кетовский     120     52     68       30      30      30      30
 Лебяжьевский     176     76      100      44      44      44      44
 Сафакульевский     240     118      122      83      88      26      43
 Шатровский     300     128      172      100      100       50     50
 Всего     1896     857      1039      581      616      365      334

 

Общее настроение обучающихся 8-11 классов характеризуется положительным фоном. На вопрос о том, с каким настроением чаще всего находитесь в школе, более 80% детей ответили «отличное» и «хорошее». Однако, каждый пятый респондент ответил, что настроение в школе плохое или не очень хорошее, причины плохого или хорошего настроения мы не старались анализировать, но предполагаем, что они могут быть различными от недомогания, до ссоры с друзьями или плохих оценок. 

 

Интересно, что оценивать свое настроение отрицательно склонны больше ученики 8-ых классов, т .е дети 14-15 лет, позднее мы остановимся на тех страхах, которые испытывают дети в этом возрасте, по нашей гипотезе настроение связано с опасениями.

Анкетирование проводилось в середине учебного года, когда дети накапливают усталость. Наименьшее количество «отрицательно» настроенных на посещение школы оказалось среди десятиклассников, что можно объяснить отсутствием итоговой аттестации по окончанию учебного года.

 

⦁    К вопросу «Как ты думаешь, чего могут опасаться твои одноклассники»? предложено 6 вариантов ответа, однако вариант «другое» (свободный ответ) детьми не был использован.
Рейтинг ответов по доли использованных во всех классах выглядит так:
1) «неудачно сдать экзамены»
2) «потерять родителей»
3) «связаться с плохой компанией»
4) «оказаться одному (никто не будет дружить)»
5) «встретиться с криминальной ситуацией»
6) «потерять себя (слиться с толпой)»

Подростковый возраст - это возраст определения дальнейшего образовательного маршрута. Большее количество респондентов испытывают страх перед экзаменами, причем он встречается в 2,5 раза чаще, чем страх потерять родителей. Минимальный страх потерять родителей у детей самого старшего возраста.

 

 

Если мы обсудим обоснованность этих двух страхов и последствий их воплощения для детей, понятно, что ситуация должна быть зеркальной, соответственно выращенный нами, взрослыми, страх перед экзаменами сегодня формирует основной фон тревожности, что противоречит приоритетам семейных ценностей и идет в разрез с нашими стараниями в формировании этих ценностей. Общими усилиями мы получили результат, при котором опасения недостижения личных результатов значительно превышает боязнь остаться без родителей, друзей, оказаться в  конфликте с законом.

Боязнь потерять родителей в 8 и 10 классе выше. В невыпускных классах семейные ценности превалируют. Что еще раз подтверждает искусственное создание тревожной ситуации, на уровень ее мы можем и должны влиять. Сталкивалась с мнением педагогов о том, что страх потерять родителей  - иллюзорный, в то время как экзамены – конкретное событие, которое произойдет в определенные сроки, и опасаться реальных вещей – нормально. Считаю, что количество обучающихся ежегодно не справляющихся с экзаменами не так велико, чтобы повергать наших детей в повальный страх перед отрицательным результатом. Уровень притязаний основной массы обучающихся также не предполагает наличия угрозы перемены жизненных приоритетов или целей, в случае набора баллов ниже желаемых, однако, у детей на протяжении нескольких лет сохраняется и даже увеличивается страх.

 

 

 

3.Подростковый возраст характеризуется как наиболее  протестный, в последнее время в регионе периодически наблюдается рост подростковой преступности, в том числе выявляются случаи экстремизма, преступления связанные с оборотом наркотических веществ и посягательствами имущественного характера, остро стоит проблема преступлений, совершенных детьми и в отношении детей сексуального характера.
Наиболее подвержены страху «связаться с плохой компанией» или «столкнуться с криминальной ситуацией» восьмиклассники, они же боятся, что никто не будет дружить, страх одиночества на 3 месте, в то время как у старших школьников это опасение «спускается» на 4 место. Доля респондентов, опасающихся плохой компании и криминальной ситуации стабильна. Учитывая, что анкетирование охватывало только школьников, нельзя проецировать эти результаты на всех детей этой возрастной группы.
С целью более глубокого анализа анкетирование предлагаем повторить в более широкой детской среде, включая обучающихся системы профессионального образования.




⦁    Интересен анализ понимания детей о том, чего опасаются их родители:

 

 

Почти половина респондентов считают, что родители опасаются того, что ребенок окажется в плохой кампании, но из детей только каждый 7 боится сам оказаться в плохой компании.
 Как ты считаешь, чего могут опасаться твои родители/одноклассники?

 

Субъект страха

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Все классы

Родители: того что вы окажетесь в «плохой компании»

290

321

149

159

919

Одноклассники: «связаться с плохой» компанией;

          92

           79

            38

            44

          253

 

 

 

Страх: Отсутствие интереса к себе со стороны противоположного пола

 

Субъект страха

8 класс:

278м/303д

9 класс

284/332

10 класс

140/223

11 класс

155/180

Все классы

857/1039

мальчики

81 (29,14%)

110 (38,73%)

73(52,14%)

65(41,94%)

329(38,39%)

девочки

92 (30,36%)

111 (33,43%)

84(37,67%)

77(42,78%)

364 (35,03%)



 

 

Более 11% детей опасаются принуждения к сексуальным отношениям, из них каждый четвертый – мальчик. 28% детей боятся, что над ними посмеются, огласки отношений больше боятся девочки. Мальчики не только не боятся огласки, они более склонны делиться своими опасениями с друзьями.

5. Мы спросили детей, как нужно бороться со страхами. Наименьшее число респондентов отметили, что готовы обратиться за помощью в преодолении страхов к учителю. Но учитывая, что основной страх связан с экзаменами, мы сделали заключение, что дети не склонны просить о помощи лиц, запугивающих школьников. Степень доверия к учителю в среде респондентов очень низка. Это еще один момент, на который нам необходимо обратить внимание в работе.

 

 

 

 

Как вы думаете, как нужно бороться со страхами?

 

Объект обращения

8 класс

581

9 класс

616

10 класс

365

11 класс

334

Все классы

1896

Родители

228 (39,24%)

253(41,07%)

151(41,37%)

138(41,32%)

770(40,61%)

друзья

191(32,87%)

206(33,44%)

118(32,33%)

106(31,74%)

621(32,75%)

учитель

31(5,34%)

29(4,71%)

6 (1,64%)

21(6,29%)

87(4,59%)

 

 

 

 

 

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ

Основными задачами Уполномоченного являются:

  • содействие обеспечению основных гарантий осуществления и государственной защиты прав и законных интересов ребенка, восстановлению нарушенных прав и законных интересов ребенка;
  • правовое просвещение граждан в сфере реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов ребенка.

 

КОНТАКТЫ

Уполномоченного при Губернаторе
Курганской области по правам ребенка

Почтовый адрес: 640000, Курганская область, г. Курган, ул Гоголя, 56
Прием ведется по адресу: г. Курган, ул. Советская, 75 каб. 2

Телефон : 8-3522-41 32 64

 

Статистика посещений

Количество просмотров материалов
2856335

Кто на сайте

Сейчас 295 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте