
-
Опубликовано: 19 Март 2015
Согласно Положения об уполномоченном при губернаторе Курганской области по правам ребенка, утвержденным Указом Губернатора одной из функций детского омбудсмена является прием граждан и представителей юридических лиц, рассмотрение обращений о нарушениях прав и законных интересов ребенка, жалоб на решения или действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области, их должностных лиц, организаций, предприятий, учреждений, нарушающих права и законные интересы ребенка, а также направление в уполномоченные органы обращений о привлечении к ответственности лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и интересов детей.
Обращения граждан в адрес уполномоченного при губернаторе Курганской области по правам ребенка начали поступать с февраля 2010 года посредством проведения личного приема, телефона, электронной связи и письменно. Приоритетный способ их направления за все эти годы менялся, так в 2010 году большее количество обращений поступило в ходе личных приемов (за 11 месяцев - 21 раз, при этом более 60 % обращений поступило от жителей областного центра). В 2014 году уже таких приемов было значительно меньше 10 в областном центре и 5 в районах области. Востребованность такой формы обращения к уполномоченному снизилась, т.к. предоставляются мобильные способы связи. Личный прием чаще выбирают граждане пожилого возраста и коллективы общественности (родители, соседи, общественные организации).
Письменные обращения поступают как в адрес регионального омбудсмена, так и в адрес уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, последние также перенаправляются для решения вопросов и разбора ситуации в регион.
Телефонные обращения часто используются гражданами при необходимости консультации, жалобы, сообщения об опасной для несовершеннолетнего ситуации.
Самый востребованный на 2014 год способ обращений – через интернет приемную по электронной почте. Интересно, что с 2013 года начали поступать обращения через социальные сети, практика их регистрации началась именно с этого времени. Таким образом, Работа с обращениями граждан по вопросам защиты прав детей строится на принципах доступности и оперативности, качество работы с обращением не зависит от способа его подачи.
Чаще в адрес уполномоченного обращаются родители несовершеннолетних, бабушки, другие члены семьи (тети) реже соседи, специалисты, работающие с детьми, и меньше всего обращений поступает от несовершеннолетних.
Несовершеннолетние чаще обращаются за защитой от жестокого обращения со стороны родителей, педагогов, разъяснением своих прав, а также восстановлению имущественных прав (касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) например, в сироты, поступившие на обучение в профессиональное училище и не получившие своевременно средства на приобретение теплых вещей.
Одним их первых и самых ярких обращений от детей стало заявление 16 летнего юноши о жестоком обращении с ним со стороны отца. Омбудсменом было оказано содействие по восстановлению в родительских правах матери, лишению родительских прав отца, переезду в другой регион несовершеннолетнего. Это история 2010 года, а в 2013 году именно этот отец, лишенный родительских прав, стал виновником трагедии в здании городского суда, где в итоге погиб пристав.
Мало обращаются воспитанники воспитательных колоний, несмотря на то, что законодательно предусмотрены механизмы и гарантии, в то же время в ходе посещений выявлен ряд вопросов межведомственного характера, способствующих ущемлению прав и законных интересов подростков, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
За годы деятельности сложилась практика проверки обращений, многие из которых требуют выезда на место проживания несовершеннолетнего. Так, по сигналу о детском неблагополучии был совершен выезд в Белозерский район. Бабушка уверяла, что дети живут в непозволительных условиях и их родители не обеспечивают соответствующую заботу, воспитание. Проверка не подтвердила ни один из указанных в обращении фактов, следовательно, удовлетворить требования об отобрании детей и передаче под опеку бабушке невозможно.
Доля обращений, в работе с которыми выявляются конкретные нарушенные права несовершеннолетних, составляет от 15 до 20%. Зачастую граждане используют наличие детей в семье для решения бытовых вопросов. Например, в период подключения тепла в дома, или улучшении жилищных условий считают наличие детей в семье аргументом, при этом обеспечивать достойные условия проживания согласно действующему законодательству должны детям их родители.
Большая доля обращений связана с реализацией права на пользование жилым помещением или его предоставлением.(21%) Обращаются дети - сироты, родители после развода, родители детей - инвалидов, переселенцы из ветхого и аварийного жилья.
На втором месте (20 %) обращения, связанные с правом ребенка жить и воспитываться в семье. Это вопросы общения с родителями после развода, восстановление в родительских правах и пр.
Высок процент обращений по поводу реализации права детей на образование (15%). Здесь можно выделить предоставление мест в детских садах, создание условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, вопросы итоговой аттестации, организации образовательного процесса в условиях реорганизации образовательных организаций.
Рост количества обращений за 2010 и 2014 гг.
категория | 2010 | % | 2011 | % | 2012 | % | 2013 | % | 2014 | % | Всего | % |
Право на образование | 30 | 21 | 16 | 10 | 27 | 15 | 25 | 12 | 40 | 17 | 138 | 15 |
Жилищное право | 30 | 21 | 41 | 27 | 41 | 23 | 47 | 22 | 39 | 17 | 198 | 21 |
Гражданские права | 7 | 5 | 1 | 0,7 | 22 | 12 | 22 | 10 | 29 | 12 | 81 | 7 |
Экономические права | 15 | 11 | 16 | 10 | 20 | 11 | 33 | 16 | 29 | 12 | 113 | 12 |
Семейное право | 41 | 30 | 43 | 27 | 26 | 14 | 32 | 15 | 42 | 18 | 184 | 20 |
Право на здравоохранение | 8 | 6 | 15 | 9,3 | 17 | 9 | 24 | 11 | 26 | 11 | 90 | 11 |
Иные права | 8 | 6 | 28 | 16 | 33 | 17 | 30 | 14 | 30 | 13 | 129 | 14 |
Всего | 139 | 100 | 160 | 100 | 186 | 100 | 213 | 100 | 235 | 100 | 933 | 100 |