15 марта отмечается Всемирный день потребителя, профессиональный разговор на тему «Школьная форма. Права несовершеннолетних потребителей» состоялся на базе гимназии № 47 в Кургане. Все участники образовательного процесса заинтересованы в качественной, комфортной, доступной и красивой одежде школьников, которые являются пользователями продукта, выбранного и приобретенного законными представителями.
Обсуждались: школьная одежда - необходимость ее регламентирования, издержки семьи, вопросы несовершенства законодательства, создание условий для вариативности, доступности одежды для школьников. Представители департамента образования и науки, управления образования Департамента социальной политики администрации г. Кургана, руководители образовательных организаций, в том числе государственной поддержки детства, контрольно – надзорных ведомств областной прокуратуры и управления Роспотребнадзора, также представители бизнес сообщества, реализующие на территории региона соответствующее товары, высказали позиции и предложения.
Участники круглого стола отметили актуальность обсуждаемой темы для всех участников образовательного процесса, а также для производителей и продавцов одежды для школьников. Не будучи покупателями, дети являются окончательными пользователями продукции, что ставит несовершеннолетних в зависимое от решения взрослых положение: допускает возможность нарушения прав детей в случае приобретения для постоянной носки некачественной, некомфортной одежды.
Всесторонне обсудив вопросы выбора одежды для школьников, внедрение в образовательный процесс одежды определенного стиля, цвета, набора предметов, участники круглого стола отметили ряд аспектов, препятствующих доступности качественных товаров для детей. Среди таких препятствий – недостаточная информированность граждан о последствиях для здоровья детей ношения одежды из материалов несоответствующих требованиям санитарного законодательства, низкая покупательская способность жителей региона, несформированность культуры ношения одежды делового стиля в образовательной организации.
Детский омбудсмен Алена Лопатина привела результаты анкетирования родителей: «Какими критериями вы руководствуетесь при выборе школьной формы для детей до 14 лет?». Ответы разделены по 6 критериям
По способу организации покупки:
Большая часть респондентов (45,2%) приобретают форму самостоятельно, но модель (цвет) определяется школой. Второй результат у родителей, которые приобретают самостоятельно любую понравившуюся модель (22, 1%). Третий по популярности ответ - родительский комитет организует коллективный пошив, покупку (20, 2%).
По определению качества:
Большинство опрошенных обращают внимание на качество пошива (швы, фурнитуру, отделку и пр.) (34,6 %). Следом идут родители, которые обращают внимание на современный фасон, интересную модель (29,9%). Тройку замыкают те, кто обращают внимание на качество ткани (26, 2%).
Одним из главных требований детской одежды, в том числе одежды для школьников, конечно, является комфортность. Мнение респондентов распределилось в этом вопросе следующим образом.
Абсолютное большинство опрошенных (58, 3%) выбирают удобный фасон, который не стесняет движений. Далее следуют те, кто выбрал пункт: «главное – легко ухаживать» (17, 6%). С небольшим отставанием (16, 7%) идут родители, которые выбрали пункт «ткань мягкая, «не колется».
Большинство респондентов стараются ориентироваться по средней цене (65, 1%). Второе место у тех, кто не обращает внимания на цену, для них главное – модель и качество (17%). Замыкают тройку любители покупать форму по минимальной цене, так как это вещи короткого срока использования (13,2 %).
Большинство опрошенных покупают школьную форму для ребенка только по размеру (этот вариант ответа выбрали 35, 2%). С небольшим отставанием идет ответ «выбираю модель, предусматривающую возможность изменения длины, объема» (33,3%). Замыкает тройку пункт «Покупаю «на вырост» (28, 7%).
Подавляющее большинство респондентов учитывают как мнение ребенка, так и другие критерии – находят компромисс (68, 9%). Далее следуют родители, которые покупают только то, что нравится ребенку (14,2%). Немногим меньше (13, 2%) делают выбор самостоятельно.